1 февраля на сайте zakonoproekt2010.ru завершилось общественное обсуждение законопроекта "Об образовании"
1 февраля 2011 года на сайте zakonoproekt2010.ru завершилось общественное обсуждение законопроекта "Об образовании в Российской Федерации", организованное по поручению Президента России. Текст законопроекта был доступен для комментирования на сайте в течение двух месяцев, с 1 декабря 2010 года.
"Вопросы модернизации образования затрагивают интересы каждой российской семьи, поэтому формат общественного обсуждения крайне важен для максимального учёта интересов общества", - отметил Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко. "Образование является важнейшей сферой ответственности государства, поэтому при разработке законопроекта мы руководствовались принципом "Не навреди": гарантии бесплатности и доступности качественного образования, участия родителей в образовательном процессе, профессионального роста учителей и преподавателей будут обязательно сохранены в тексте законопроекта".
В декабре 2010 года - январе 2011 года посещаемость сайта zakonoproekt2010.ru составила 12 млн. 53 тыс. просмотров (уникальных адресов посетителей сайта зарегистрировано 210 000). Всего на проект закона было оставлено около 11 тыс. комментариев (кроме того, пользователи могли поддержать понравившиеся комментарии). Наибольший интерес у пользователей вызвали Глава 1 "Общие положения", Глава 4 "Обучающиеся и их родители" и Глава 5 "Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность".
Специально созданная комиссия подготовит Аналитический обзор (доклад) по комментариям, полученным в ходе общественного обсуждения проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Доклад будет опубликован на сайте zakonoproekt2010.ru в феврале 2011 г.
Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" будет доработан с учётом результатов общественного обсуждения.
Состав Комиссии для рассмотрения замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (.pdf, 100 Кб)
Стенограмма встречи Президента России Д.А.Медведева с Министром образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко 1 декабря 2010 года
Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (.doc, 1.29 Мб; .pdf, 1.14 Мб; .odt, 301 Кб)
Разработка проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" была предусмотрена Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г., как одно из завершающих мероприятий. Концепция и техническое задание на подготовку проекта федерального закона были утверждены Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности 1 июня 2009 года.
Первоначальный текст законопроекта "Об образовании в Российской Федерации" был опубликован на официальном сайте Минобрнауки России в мае 2010 года (адрес страницы законопроекта http://mon.gov.ru/dok/proj/7786/). В течение полугода на сайте Минобрнауки, в Общественной палате Российской Федерации, Совете Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Союзе ректоров России проходило обсуждение первоначального текста. В обсуждении участвовало, в основном, профессиональное, образовательное сообщество. Итогом этого обсуждения стал существенно переработанный текст законопроекта, который был опубликован на сайте zakonoproekt2010.ru и вынесен на широкое общественное обсуждение. Доработанный с учётом результатов общественного обсуждения проект федерального закона будет внесён Минобрнауки России в установленном порядке в Правительство России. В дальнейшем проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" будет внесён в Государственную Думу.
Наибольшее число комментариев связано с обсуждением ключевых терминов закона и вопросами правового регулирования отношений в системе образования (напр., "К числу понятий, которые необходимо предварительно оговорить следует отнести, например, такие: "аккредитация, лицензия, лицензирование, семейное обучение" и, возможно, этот список продолжить").
Также пользователи высказались за более чёткую фиксацию роли общества в управлении образовательным процессом, как в правовом регулировании ("Нормы локальных нормативных актов не должны противоречить законодательству об образовании. Мнение обучающихся должно учитываться всегда"), так и в информационной доступности ("Необходимо не только дать право, но и обязать образовательные организации к открытости и общедоступности").
Активно обсуждались статьи законопроекта, касающиеся прав и свобод педагогических работников, в т.ч. ожидания, связанные с определением в законе минимального уровня заработанной платы педагога, с обязательным прохождением учителями повышения квалификации за счёт образовательных учреждений или бюджета, предложения о включении в проект уровня максимальной нагрузки для педагогов как средней, так и высшей школы, а также увеличение денежной компенсации за книгоиздательскую продукцию.
Большое количество комментариев касаются вопросов обеспечения студентов академическими и социальными стипендиями ("непременно считаю необходимым добавить в этот список и "государственную социальную стипендию" для особой группы людей (детям из малоимущих семей, инвалидам и т.д.)"). Кроме выплаты стипендий и оказания материальной помощи участники обсуждения высказали предложения по оплате студентами мест общежитиях ("Предложение: ввести установленный законодательством (в денежном или процентном эквиваленте) и единый размер оплаты за проживание в общежитии по РФ, привязанный к установленному минимальному размеру стипендии").
Кроме того, достаточно актуальными для обсуждения стали вопросы ответственности обучающихся ("Нужно проработать ту часть закона, которая предлагает виды наказаний для учеников, которые своим поведением систематически срывают уроки").
Наибольшую поддержку среди пользователей получили предложения подчеркнуть приоритетную роль семьи в воспитании и образовании ребёнка (более 1400 пользователей поддержали данное предложение), предоставить родителям право "выбирать форму обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность; обеспечивать образование и обучение, детей, соответствующее своим религиозным и философским убеждениям" (также более 1400 "плюсов").