Поздравление директора школы с Днем Знаний

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

КАК РЕСУРС ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Дорогие учащиеся, учителя и работники школы!

Уважаемые родители, родные и гости!

Сегодня для всех нас большой праздник – День Знаний. От имени коллектива школы и от себя лично поздравляю вас с этим традиционным праздником Дня знаний, желаю крепкого здоровья, счастья в личной жизни, творческих успехов в работе и учебе!

Сегодня руководство страны, республики, района ставит проблему формирования современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики. Выступая с Посланием Федеральному Собранию еще в ноябре 2008 года, Президент России Д.А. Медведев сказал: «…основной акцент я сделаю на школьное образование. Оно является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны». Президентом страны определена Национальная образовательная стратегия — инициатива « Наша новая школа», основными составляющими которой являются 5 основных и значимых понятия, требующие незамедлительного претворения в жизнь, это: обновление образовательных стандартов, система поддержки талантливых детей, развитие учительского потенциала, современная школьная инфраструктура, здоровье учащихся. Встает вопрос о том, какие способности и навыки должны прививаться и осваиваться в обществе. Экономика сегодня требует специалиста не только и не столько обладающего набором знаний и навыков, сколько способного к саморазвитию, построению собственной траектории получения образования и карьерного роста. Постановка новых задач требует принятия адекватных управленческих решений.

От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние будущих поколений.

Приоритетный национальный проект «Образование» утвердил нас в наших действиях. Результатом стал важный социальный эффект проекта — рост доверия граждан к власти, тем мерам государства, которые направлены на поддержку образования.

В первую очередь хотелось бы отметить, что все большее количество педагогических коллективов, учителей активно включаются в эту работу. Возросло количество претендентов среди учителей на премию Президентов Российской Федерации, Чувашской Республики за педагогическое мастерство.

В свете решения этой программы школа в прошлом году участвовала в конкурсе проектов «Образовательная инициатива», и заняла II место в номинации «Школа - эффективный, интересный и полезный центр общественной и культурной жизни: развитие образовательно-социокультурного пространства». Выиграла Грант в размере 400 тысяч рублей.

С началом летних каникул ежегодно открываются двери пришкольных лагерей. Воспитательную работу лагерей успешно выполняли ответственные учителя: Горшкова В.Е., Порфирьева Ф.Ю., Круглова Г.В., Ефимова А.Н., Федорова Т.П., Кузнецова Н.М., Кириллова С.М. во главе с заместителем директора по воспитательной работе Смирновой Э.И.

Учащиеся школы все чаще выступают в различных мероприятиях не только республиканского уровня, но и федерального. Приятно отметить, что в прошлом учебном году учащиеся школы под непосредственным руководством учителей-предметников активно участвовали в молодежном чемпионате 2009-2010 гг., в котором приняли участие более 220000 учеников, представлявших образовательные учреждения 79 субъектов Российской Федерации. Среди победителей и призеров Чемпионата в 5 направлениях учащиеся нашей школы стали призерами, наградами отмечены и учителя, подготовившие этих призеров: Светопольская Е.П. (англ.яз.), Ефимова А.Н.(ИВТ), Кириллова С.М. (матем.), Смирнова А.А. (биол.), большого результата добились учащиеся Смирновой Е.В. (геогр.).

Смирнова Светлана – призер районного конкурса лидеров детского объединения «Моя инициатива», призер республиканского конкурса «Салют Победа»;

Корнилова Мария – призер молодежного математического чемпионата, всероссийского дистанционного конкурса «Золотое Руно», «Русский медвежонок», победитель районной ученической конференции;

Курчина Анна – победитель республиканской дистанционной олимпиады посвященной 110- летию М.Сеспеля, призер республиканского Интернет-конкурса «Халап хапха тăрринче»;

Светопольская Татьяна – призер районной олимпиады по химии;

Смирнов Петр – призер районной олимпиады по истории, географии, праву, победитель районной ученической конференции.

Кузнецов Сергей – победитель районной олимпиады по математике, химии, истории.

Учитель чувашского языка и литературы Воронова В.Н. и учитель математики Кириллова С.М. стали победителями конкурса лучший учитель Чувашской Республики.

Учитель информатики Ефимова А.Н. – победитель районного конкурса классных руководителей, участница финального этапа конкурса.

Заместитель директора по ВР Смирнова Э.И. стала призером республиканского конкурса «Воспитать человека», призер районного конкурса «Моя инициатива».

Смирнова Е.В., учитель географии стала победителем районного конкурса «Мой видеоурок».

Учитель английского языка, Светопольская Е.П. – призер I республиканского конкурса учителей английского языка, победитель районного конкурса «Мой видеоурок».

Из 47 выпускников в ВУЗы поступили 28. Смирнова Ксения поступила в Сыктывкарский Государственный университет, Смирнова Татьяна – в МГЮА имени О.Е.Кутафина, многие(14) ЧГУ, ЧГПУ(5), ЧГСХА(2), Международный славянский институт г.Ульяновск, МГОУ, МАДИ(2) и т. д., многие в колледжах, техникумах, ПТУ, призваны в ряды ВС РФ.

Система образования переходит на финансовую самостоятельность и нормативное финансирование. Следовательно, жестко и остро встает проблема «выживаемости» в новых экономических условиях. С прошлого года все школы финансируются на основе нормативно-подушевого принципа. Введение данного принципа потребовало серьезной работы по обеспечению наполнения нормативов, создания прозрачной схемы определения объемов финансирования и укрупнения школ. Надо понимать, что изменение сети не одномоментный акт, а долговременная системная деятельность, нацеленная на создание единого образовательного пространства, отвечающего современным требованиям.

Сегодня руководители обязаны думать о конкурентном преимуществе своей школы, о качестве образовательных услуг. Я имею в виду не только и не столько платные услуги, а те, которые предоставляются в рамках бюджетного нормативного финансирования.

Для настоящего лидера ключевой задачей является уловить тенденцию развития времени, понять, что будет актуально через пять лет. Поэтому руководитель, прежде всего, должен быть менеджером высокого уровня, уметь грамотно распоряжаться выделяемыми средствами.

Но, к сожалению, таких менеджеров недостаточно. Нередко директора испытывают трудности при решении стоящих перед современной школой задач. Поэтому важно повышать компетентность руководителей, используя потенциал лидеров.

Необходимо лучше расходовать финансы, которые выделяются на образование, мы рассматриваем эти деньги как дополнительный ресурс. Это не есть способ сократить расходы на образование — это способ добиться того, чтобы каждый рубль работал максимально эффективно. И один из способов — это внедрение новых организационно-правовых форм.

Ныне осуществляется новая система оплаты труда, основанная на качественной оценке результатов деятельности педагогов. Принципиально важным в этом является дифференциация труда и выделение группы учителей, определяющих «брэнд» школы. Именно здесь мы видим активную роль общественных советов и городской системы оценки качества.

Развитие государственно-общественной системы управления образованием позволяет в рамках закона грамотно решать финансовые проблемы. Вместе с тем, попечительские советы в нынешнем виде во многом выполняют роль представительского органа, не влияя на реальную жизнь школы. В основном это объясняется неопределенностью статуса попечителя, нет четкого определения функций. для изменения положения необходимо наделить попечителя реальными полномочиями, сделать это звание «модным», почетным и уважаемым. В перспективе нам необходимо разнообразить формы общественного управления, включая управляющие советы.

В настоящее время выстраивается система оценки качества образования. Это и аккредитационные исследования, и результаты Единого государственного экзамена. Для дальнейшего развития данной системы мы создаем реестр качества образования, куда входят образовательные учреждения — победители конкурсов всех уровней.

В новых условиях остро встает вопрос о создании экспериментальной модели системы оценки качества образования на районном и школьном уровнях. При оценке деятельности образовательное учреждение должно сравниваться не с другими, а само с собой. Это позволяет подвергать анализу те изменения, которые произошли в течение нескольких лет.

Изменения в структуре общего образования позволили организовать в школе обучение по программам повышенного уровня. Решению задачи получения качественного образования, расширению возможностей выбора школьниками индивидуальных программ способствует профильное обучение. Заслуживает внимания сетевое взаимодействие с вузами, учреждениями профессионального обучения.

Единый государственный экзамен является важным аспектом качественного образования и позволяет получить объективную оценку знаний учащихся.

Безусловно, результаты ЕГЭ требуют глубокого анализа и оценки качества. Остро встает вопрос о необходимости повышения профессионализма учителя в применении технологии тестирования, использования заданий ЕГЭ во внутришкольном контроле, развития новых форм и механизмов контроля качества образования. Это и малый ЕГЭ как тренировочный вариант, и активное применение тестовых заданий, начиная с младшего школьного возраста. Слова благодарности хотелось бы выразить в адрес учителей, которые работали и ныне работают по подготовке учащихся к ЕГЭ и вступлению их в престижные вузы страны, это:Николаева Т.В., Кириллова С.М., Ефимова А.Н., Федорова Т.П., Димитриева Р.В., Дмитриев Г.В., Прохорова С.Н., Лакачов А.В., Смирнова А.А., Светопольская Е.П. и многие другие.

Несмотря на то, что ведется целенаправленная подготовка выпускников к единому экзамену, результаты говорят о необходимости усиления работы во всех направлениях. достижение определенных результатов по ЕГЭ должно стать как пропуском на бюджетное место в вузе, так и обусловливать саму возможность получения высшего образования.

Выявление и поддержка одаренной молодежи — вклад в развитие человеческого капитала.

Тем не менее, предстоит большая работа для объективного отбора лучших детей. Для этого важно обеспечить максимально возможную массовость участия школьников, создать систему выявления способной молодежи. В перспективе мы видим развитие сети школ для одаренных детей при учреждениях высшего профессионального образования. (Чувашский государственный университет, Московский государственный открытый университет, Московский автомобильно-дорожный институт).

Такая система поддержки способных предполагает обновление технологий работы с талантливой молодежью, развитие прозрачной системы олимпиадного движения.

Создание условий для получения хорошего образования основная задача муниципалитета. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно и психологически, и физически. В соответствии с образовательной инициативой «Наша новая школа» необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий.

Одним из приоритетных направлений в системе образования является воспитание здорового человека, приобщение к физической культуре и спорту. Сегодня важно изменить подходы к преподаванию физкультуры в школах, приблизить их к современным педагогическим требованиям и потребностям учащихся. Наша задача пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных интересам и склонностям. Школьная жизнь должна стать важнейшим условием формирования здорового образа жизни. Учителя физической культуры Константинов А.С., Лакачов А.В., Горшкова В.Е. умело организовывают мероприятия и их успех на лицо, хотя бы назвать победу юноармейцев школы в районной игре «Зарница.Орленок».

Для организации здорового образа жизни наших детей необходимы элементарные условия. В связи с этим в 2010 году дан старт новому проекту «Здоровое питание — детям». На наш взгляд, наработан достаточно приличный опыт в школьном питании.

Безусловно, и общее, и дополнительное образование влияют на формирование здорового образа жизни учащихся, на восстановление воспитательного статуса семьи. В сфере воспитательной работы и дополнительного образования сегодня основные приоритеты — духовно-нравственное воспитание, продвижение здорового образа жизни, техническое творчество, экологическое образование. Талантливая молодежь, получившая поддержку в рамках национального проекта, в большинстве своем прошла именно по этим направлениям. Чтобы полнее использовать возможности дополнительного образования в части духовно-нравственного воспитания важно максимально учитывать интересы и потребности семьи и ребенка совместно с заинтересованными партнерами. В городе накоплен положительный опыт социализация детей.

Однако в условиях новой социально-экономической реальности роль современной школы в социализации подрастающего поколения недостаточна. Природа не терпит пустоты: там, где ослабляется воспитательная функция школы, резко возрастают роль и возможности иных «воспитателей».

Нам необходимо поддерживать стремление каждого народа передать будущим поколениям свой язык и культуру, способствовать формированию толерантности и культуры мира. Национальная школа должна стать школой национальной гордости, где будет формироваться будущая национальная элита.

В современных условиях, когда происходит обновление содержания образования, принципиальную роль играют кадры. Наблюдается устойчивая тенденция старения педагогических работников и оттока молодых специалистов в другие сферы деятельности. В этом отношении важная задача — создание педклассов, так как профессии учителя нужно готовить со школьной скамьи.

Развитие учительского потенциала является одним из основных направлений президентской инициативы «Наша новая школа». Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. В последние годы в школе, кроме материальной, сложилась система моральной поддержки учительства. Помимо традиционных профессиональных конкурсов («Учитель года», «Воспитать человека», «Сердце отдаю детям» и т. д.) сформировался масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Учителя-победители этого конкурса проводят тренинги, имиджпроекты, мастер-классы, делись опытом своей успешности, рассказывая об инновационных программах, которые позволили им стать лидерами.

В любом учреждении, а в школе — тем более, многое зависят от директора и его профессионализма. Нам необходимо идти со временем в ногу быть конкурентоспособными во всех отношениях.

Как известно, темпы развития образовательных систем по стране в последние годы настолько высоки, что, несмотря на достаточно неплохие результаты и положительную динамику по отдельным направлениям деятельности, можно оказаться далеко позади по сравнению с другими школами нашей республики, если дать себе расслабляться. В связи с этим, главная задача — продолжать свое развитие, повышая качество образовательных услуг и совершенствуя сеть.

Несмотря ни на какие веяния времени, в том числе и на мировой экономический кризис, идут позитивные изменения в образовании, науке. Государство вновь обратилось к проблемам национальной культуры. В новом учебном году основные направления деятельности системы образования будут соответствовать задачам Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», инициированной Президентом страны.

Будущее села, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов. От мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека, будет зависеть будущее нашего города. С праздником, уважаемые присутствующие, успехов вам во всем.