1 сентября - День знаний
Юлий Цезарь однажды сказал "Знание - это сила". В России День знаний по традиции отмечается 1 сентября. Официально этот праздник был учрежден Верховным Советом СССР 1 сентября 1984 года.
1 сентября празднуют школьники и студенты, в этот день у них начинается новый учебный год. Помимо праздника первого звонка и вручения студенческих билетов, в последнее время 1 сентября учащиеся отмечают с большим размахом: катаниями на теплоходах, вечеринками в кафе и на свежем воздухе.
1 сентября всегда было, и, слава Богу, пока остается днем Знаний. Все еще надеемся, что именно так - с большой буквы.
Есть несколько дней в году, когда школа привлекает всеобщее внимание. В канун 1 сентября представители власти, средств массовой информации, общественности наперебой вспоминают о благородной миссии учителя. Звучат торжественные речи, легко раздаются подарки и обещания. Учителю оказывают уважение, высказывают пожелания здоровья, оптимизма, благополучия, хороших учеников, повышения зарплаты. Напоминают о том, что в его руках будущее страны.
Но праздник заканчивается, цветы увядают, и школа оказывается один на один со своими проблемами. И остается только удивляться, как при финансовой обеспеченности на 50-60% от реальных потребностей, при декларативности положений законодательных актов, ведомственной разобщенности школа еще существует и даже развивается.
Кажется, сегодня все против школы в реализации ее изначальных функций воспитания, обучения, просвещения, обусловленных российскими традициями. Даже общество. Книжные магазины и развалы забиты печатной продукцией сомнительного толка: “решебники”, сборники готовых докладов, рефератов, экзаменационных ответов. Голубые экраны неустанно заняты пропагандой культа грубой силы с акцентом на первичные (биологические) потребности человека.
А русская школа не всегда и не везде, но по-прежнему упорно и вопреки пытается сеять "разумное, доброе, вечное...".
Да, учителя из школы уходят. И всегда уходили, правда, сейчас заметно чаще, чем раньше. Но школа живет. И, смеем надеяться, будет жить, пока еще много тех, кто без нее себя не мыслит. Можно считать их чудаками или неудачниками, а они ощущают себя счастливыми избранниками судьбы.
Есть в работе учителя то, чего не имеет ни одна другая профессия. Где еще существует такое мощное энергетическое поле юности, что позволяет учителю не один раз пережить свою молодость? На какой работе ни один час совершенно не похож на другой, как не похожи друг на друга классы? В каком учреждении ежедневно можно услышать многократно повторенное “здравствуйте” как пожелание здоровья и благополучия? А ни с чем не сравнимое ощущение значимости, когда видишь результаты своего труда, а в детских глазах читаешь удивление, восхищение, обожание!
И еще. Здесь можно не бояться быть искренним, по-детски непосредственным. И, наконец, в современной школе учитель обладает достаточно высокой степенью свободы творчества, он волен сам распоряжаться значительной частью рабочего времени, а диапазон средств самореализации настолько широк, что не найти себя в школе может только ленивый.
И все равно из школы уходят. Уходят самые яркие, энергичные, талантливые педагоги, так необходимые детям. И не только потому, что невелика зарплата или нет перспектив решить бытовые вопросы. Это сегодня проблемы не только учителей, но значительной части наших сограждан. Учителя, кстати, обладают развитыми адаптивными способностями, и многие из них без труда находят дополнительные источники дохода. Гораздо больше, чем низкий размер заработной платы, педагогов угнетает непрестижность профессии, активно культивируемая в обществе последние два десятилетия.
В школе до сих пор работает много увлеченных, творческих, интеллектуально и духовно развитых людей. Но что-то никто не торопится вложить пару-другую миллионов на создание современного гимна профессии а-ля "Доживем до понедельника" или хотя бы телесериала об учителе. Среди "бригад" и "бандитских петербургов" нет места такому социальному заказу.
Если же ненароком в эпизоде и появится учитель, то это настолько невыразительный, а то и неприятный, образ, что никаких положительных эмоций в связи с учительской профессией не возникает. А сколько выходит обличительных статей по поводу школьных поборов, нарушений прав ребенка в системе образования. Естественно, если у молодого педагога еще не сформировалось ощущение самодостаточности, самоуважения, то на него решающее влияние окажет мнение окружающих, которые воспринимают работу в школе как жизненную неудачу и жалеют своего близкого, волей случая или судьбы занесенного в образовательное учреждение.
Пришло время понять, что абсолютных окончательных оснований для школьного пессимизма пока нет. Учиться все равно надо и будет надо, пока в стране рождаются малыши.
А школа сейчас интереснее, чем была 15-20 лет назад. Очень изменились дети: они сейчас ничего не боятся, для них не существует авторитета должности, они способны отстаивать свое право на индивидуальность, выступают с инициативами, обладают навыками коллективной самоорганизации. Возможно, не всем это по нраву, но с такими детьми не скучно. Изменились требования к позиции учителя. Он становится организатором познавательной и учебной работы учащихся, в полной мере осуществляя управленческую деятельность, реализуя на уроке все ее функции (целеполагание, прогнозирование, планирование, мотивацию, организацию, контроль). А быть управленцем всегда считалось очень интересным, престижным и ответственным делом. Кстати, меняются и родители. Много и справедливо говорится о чрезмерной занятости родителей, о попустительском отношении к личностному развитию ребенка. Но есть и другая тенденция, пока мало известная в обществе, но уже знакомая учителям. Появляется новое поколение родителей: энергичных, заинтересованных в качественном образовании детей, понимающих проблемы школы и стремящихся найти их решение. Все больше приходит мам, как правило, домохозяек, которые расценивают активное участие в жизни школы как способ реализации своих способностей. Учитель, грамотно опирающийся на инициативную группу родителей, имеет возможность существенно разнообразить и облегчить свой труд, при этом еще и получить признательность своих помощников.
Школа действительно барахтается в клубке проблем, но уже не безвольно тонет в их пучине, а настойчиво ищет пути их решения. Это происходит благодаря тому, что в большинстве школ стихийно или целенаправленно идет активный процесс формирования образовательного сообщества, включающего в себя всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, учащихся). И пусть чиновники от образования постоянно твердят о недопустимости “школьных поборов”, и пусть еще находятся наивные родители, которые верят, что на бюджетные средства школа может успешно функционировать, но перелом в сознании уже произошел.
В школе формируются общности родителей и учащихся с новым типом экономического мышления и поведения, которые заинтересованы в современном учителе, готовы оказать ему поддержку всеми имеющимися средствами.